Термины на архитектурную тематику от Б до Г.
Термины на архитектурную тематику от Б до Г.
База (от греческого básis – основание, подставка) – подножие или основание столба или колонны, которое может различаться по профилю и высоте (Обломы архитектурные, Ордера архитектурные). Наибольшее разнообразие представлено в готических базах, которые различаются по сложности рисунка.
Базилика (от греческого basiliké – царский дом) – прямоугольное вытянутое здание, которое внутри разделено продольными колонными или столбовыми рядами. Результатом разделения является образование нечетного количества нефов (объемов) с самостоятельными перекрытиями. Самым высоким является средний неф, в результате чего верхняя часть стен этого нефа, прорезанная окнами, возвышается над крышами нефов, расположенных по бокам. В первых христианские базилики оснащались открытыми деревянными строительными перекрытиями. Впоследствии они сменились сводчатыми каменными перекрытиями. В Афинах базиликами называли портик, в котором заседал архонт-базилевс.
Балдахин (от итальянского baldacchino – багдадская шелковая ткань) – церемониальный нарядный навес над парадным ложем, троном или церковным алтарем. Изначально изготавливался из материи, впоследствии – из дерева, камня, металла (балдахин в римском соборе Святого Петра, архитектор Л. Бернини). Русское зодчество использует балдахин с 11 века (Киворий, Сень).
Балюстрада – французское слово, обозначающее невысокое ограждение балконов, террас, лестниц и т.д. Балюстрада состоит из балясин (фигурных столбиков) выставленных в ряд и сверху соединенных перилами или горизонтальной балкой.
Балясины – фигурные столбики небольшой высоты, зачастую украшаемые резным декором. Балясины используются для поддержания перил лестниц, балконов и т.д.
Баптистерий или крещальня (от греческого baptistérion – купель) – помещение, в котором совершается таинство Крещения. В странах Западной Европы под баптистерию понимают отдельное многогранное или круглое сооружение, которое завершается куполом. Баптистерии внутри украшаются скульптурой и мозаикой. Посредине располагается купель, в которой и проводится крещение.
Барабан – многогранное или цилиндрическое основание купола, в большинстве случаев прорезаемое окнами. В русской архитектуре 17 века барабан использовался в качестве основания луковичной декоративной главы.
Башня – сооружение, которое в высоту гораздо больше своих горизонтальных размеров (стороны основания и диаметра). Первоначально башни возводились для обороны (башни замков – донжоны, сторожевые вышки). Со временем башни стали использоваться в культовом зодчестве (минареты, колокольни), в гражданской архитектуре (административные здания, маяки), а также в инженерных целях (телебашни, радиобашни, водонапорные башни). Возвышаясь над застройкой, башни, характеризующиеся динамичными и выразительными композициями, выступали в роли высотной доминанты всего архитектурного ансамбля.
Бельведер (от итальянского belvedere – прекрасный вид) – круглая надстройка над зданием. Под этим термином может подразумеваться беседка или павильон, расположенные на возвышенном месте. Также, бельведером называли некоторые дворцы (к примеру, в Ватикане), которые отличались живописным природным окружением.
Блокированные дома – жилые малоэтажные дома, состоящие из ряда квартир, в каждую из которых ведет изолированный вход. Частью блокированного дома в обязательном порядке является земельный участок, отдельный для каждой квартиры.
Вал или валик (в мелкомасштабных профилях) – термин для определения криволинейного облома, поперечный разрез которого представляет собой полукруг.
Вальмовая крыша – крыша с четырьмя треугольными вальмами (скатами), идущими по торцовым сторонам от конька до карниза. Кровлю называют полувальмовой, если скат до карниза не доходит.
Венец – брусья или бревна в деревянном строительстве, которые составляют один горизонтальный срубный ряд. Бревна в углах связываются методом врубки – «в обло» (с выступающими концами) или «в шип», «в лапу» (без выступающих концов). Количество венцов будет определять высоту сруба. Площадь сруба определяется длиной деревянных бревен.
Вестверк – немецкий термин, обозначающий поперечную постройку. Частица «вест» указывает на то, что постройка располагалась в западной части. Вестверки обустраивались в романских и каролингских храмах (с несколькими башнями, капеллами на хорах, а также с галереями, открытыми в неф). Постройки возводились для придворного церемониала. Часто можно увидеть в архитектуре Северной Германии.
Виадук (от латинского via – дорога и duco – веду) – сооружение большой протяженности мостового типа, располагающееся на высоких опорах. Виадуки возводились на пересечениях дороги с ущельем, глубокими оврагами, болотистой речной долиной. Виадук отличается от эстакадой разными размерами и высотами опор и пролетов.
Вилла (от латинского villa – поместье, усадьба) – загородный дом с парком или садом. В Древнем Риме виллами называли поместья для отдыха и развлечений. Вокруг открытого двора были сгруппированы живописные постройки и жилые помещения, которые украшались росписью и мозаиками. Зачастую комплекс виллы включал в себя здания театра или храма, водоемы, каналы, декоративные скульптуры (вилла Адриана возле Рима, Тиволи). В эпоху Ренессанса сформировался новый вид виллы с осевой композицией, в центре которого располагалось главное здание. Лоджия этого здания выходила на террасные сады. Примером такой композиции является вилла Мадама, Рим, архитектор Рафаэль Сангалло. Стройность и строгость ансамблей эпохи Ренессанса сменили прихотливость и сложной пышных вилл эпохи Барокко, которые были рассчитаны на последовательное восприятие разных частей комплекса, с одновременным формированием пространственных эффектов. В 19-20 веках виллой называли комфортный частный дом с парком или садом, расположенный на курорте или в пригороде.
Вимперг – высокий остроконечный декоративный фронтон, который завершает оконные проемы и порталы зданий в готическом стиле. Поле вимперга декорировалось ажурными рельефами или резьбой. По краям вимперг обрамляют пластические каменные детали, с дополнительным венечным флероном (крестоцветом).
Волюта (от итальянского voluta – спираль, завиток) – архитектурный спиралевидный мотив в форме завитка с глазком (кружком) в центре. Волюта является важной частью ионической капители, а также зачастую входит в состав композитной и коринфской капителей. Некоторые архитектурные детали, которые предназначены для связи отдельных частей здания или для украшения карнизных консолей, окон, порталов и дверей, могут иметь форму волюты.
Восьмерик – восьмиугольное сооружение (часть сооружения), распространенное в украинском и русском деревянном и каменном зодчестве. Восьмерик чаще всего используется в архитектуре церковных зданий и сооружений. Устанавливаются на четырехугольное основание (восьмерик на четверике) или же завершают объем крестообразного типа.
Выкружка – вогнутый криволинейный облом, который по очертанию представляет собой четверть окружности. Выкружкой также называют профиль архитектурной и пластической детали.
Галерея – термин, обозначающий крытое длинное светлое помещение, у которого одна продольная стена заменена на ряд колонн, балюстрад или столбов. Заменяющие элементы должны примыкать к стене самого здания. Под галереей также понимают удлиненный зал, характеризующийся наличием ряда окон большого размера, расположенных на одной продольной стене. Также, галерея – это верхний зрительский ярус в театре, имеющий дополнительное название «галерка». Наконец, под галереей понимают наименование некоторых художественных отделов или целых музеев. Например, национальная или картинная галерея.
Гипостиль и гипостильный зал (от греческого hypóstylos – поддерживаемая колоннами) – большой дворцовый или храмовый зал с регулярными многочисленными колоннами. Термин, по большей части, характерен для древневосточной архитектуры (Иран, Египет).
Гирька – деталь фигурной формы, которая чаще всего предстает в виде опрокинутой каменной или кирпичной пирамидки. Гирька предназначается для подвешивания на железном стержне, скрытом в кладке. Является опорой аркам декоративного плана, располагающимся под общей объединяющей большой аркой. Гирьку часто можно заметить в русской архитектуре 16-17 веков, например, в декоре оконных проемов, крылец и ворот.
Глава или главка – декоративное наружное завершение барабана, которое может быть конусовидным, зонтичным, луковичным, грушевидным, шлемовидным и т.д. С помощью главка верхняя часть сооружения обретает большую живописность и характерный силуэт. Эффект усиливается за счет росписи, позолоты, фактуры использующихся кроющих материалов (фигурное железо, лемех, черепица и т.д.).
Город-сад – город небольших размеров, характеризующийся разреженностью застройки, ограниченным населением (около 30-35 тысяч) и большим количеством озелененных пространств. Преимуществами такого города является близость к природе, с одновременным удобством жизни в городских условиях. Впервые города-сады стали возводиться в начале прошлого века, с целью избавления от социальных противоречий, характерных для капиталистических городов. Организационные принципы подобных городов изложены в работах английского архитектора и социолога Э.Хоуарда. Первым городом-садом стал Лечуорт, расположенный в 55 километрах от Лондона. Его заложили в 1902 году. Впоследствии эксперименты по возведению городов-садов проводились в Австрии, Чехословакии, Италии, Испании, Франции, Германии и т.д. В России город-сад был построен в 1910 году, в Кратове, что в 40 километрах от Москвы (архитектор В. Семенов).
Город-спутник – ПГТ или город, развивающийся вблизи от главного большого города, объединенный с ним в единую групповую систему расселения. Город-спутник гарантирует жителям заселенных территорий трудовую занятость, социальное и бытовое обслуживание, культурную жизнь, обеспечиваемую крупным городом. Различают несколько видов городов-спутников, каждый из которых выполняет определенные функции: курортные, промышленно-транспортные, промышленные, жилые или спальные.
Гостиный двор – торговый или складской комплекс в русских городах. В 16-17 веках гостиный двор представлял собой обнесенную деревянной или каменной стеной прямоугольную площадь. Стена обязательно оснащалась въездными воротами и башнями. Складские и торговые помещения располагались вдоль внутренних стен. Такие помещения, в большинстве своем, были двухэтажными, объединенными галереями открытого типа. В 18 веке гостиные дворы выстраивались с открытыми в сторону улицы колоннадами и аркадами, что могло определять облик центральной архитектуры среднерусских городов (Ярославль, Калуга, Кострома, Владимир).
Гридница – большое помещение для гридей (рядовых дружинников) в княжеском дворце. В Киевской Руси нередко использовалось для проведения праздничных пиров. Гридница могла быть отдельным сооружением.
Гризайль (от французского gris – серый) – декоративная живопись, создающая рельефный эффект изображения за счет использования одного единственного цвета в разных оттенках. Чаще всего для гризайля используются оттенки серого. В отдельных случаях может даже полностью имитироваться скульптурный рельеф, что может использоваться в росписях перекрытий и стен больших зал и прочих парадных помещений. Гризайль активно применяется с 17 века. Особую популярность техника обрела в 18 веке, в интерьерных росписях эпохи классицизма.
Гробница – саркофаг или архитектурное сооружение, в которое помещают тело умершего с целью увековечивания памяти. Яркими примерами гробниц являются мастабы, египетские пирамиды, индийские скальные гробницы, купольные крито-микенские гробницы толосы, гробницы этрусков и народов Передней Азии, монументальные мавзолеи Древнего Рима и Древней Греции, индийские купольные гробницы, сооружения Кореи и Китая, с богатыми скульптурными украшениями. В западноевропейской цивилизации гробницы чаще всего размещались внутри храмов.
Грот – павильон, парковое сооружение, отделка или кладка которого сопровождается полной имитацией естественной пещеры. Для отделки используются такие материалы, как морские камни, туф, ракушки. Гроты чаще всего можно заметить в садово-парковой архитектуре Европы 17-18 веков. В России гроты стали сооружать начиная с 18 века.
Гульбище – наружная галерея или терраса в древнерусской архитектуре, которая окружает здание или сооружение на уровне подклетных перекрытий. Гульбища характерны для культовой архитектуры 16-17 веков, но нередко использовались и в светских постройках.
Гурт (от немецкого gurt – подпруга, пояс) – термин, обозначающий профилированные вертикальные или горизонтальные фасадные тяги в интерьере. Под термином также понимается арка их клинчатых тесаных камней, укрепляющая ребра свода крестообразного типа из мелких камней. Гурты часто можно заметить в готической архитектуре. Термин связывают с понятием «нервюра».
Гусек – архитектурный облом в виде двух дуг, образующих определенное сочетание. Прямой гусек – сочетание нижней выпуклой и верхней вогнутой дуги. Обратный гусек – нижняя вогнутая и верхняя выпуклая дуга.
Гутты (от латинского gutta – капля) – украшения в форме цилиндров или усеченных маленьких конусов, расположенные на нижней мутулой плоскости или над/под триглифами и метопами. Активно использовались в постройках дорического ордера. Также носят название «регулы».