Термины на архитектурную тему от Л до Н.

Сохраните статью для себя или поделитесь ею в любимых соц.сетях:

terminia5

Термины на архитектурную тему от Л до Н.

Список всех терминов

Лемех – продолговатые, немного изогнутые дощечки, имеющие форму уступчатой плоской пирамидки или лопатки. Активно использовались в деревянной русской архитектуре. Лемехи предназначаются для покрытия шатров, барабанов и глав.

 

Лепнина – орнаментальные и фигурные рельефные украшения в интерьерах и на фасадах зданий, которые отпрессовываются или отливаются из бетона, штукатурки, гипса и прочих материалов.

Лоджия (от итальянского loggia – беседка) – открытое с одной стороны или нескольких сторон помещение, в котором стена заменяется на парапет, аркаду или колоннаду. Может являться частью здания (вход, углубленный в стену балкон) или выступать отдельным сооружением. Лоджия служит для пластического обогащения здания.

Лопатка, лизена – вертикальная плоская полоса, которая выступает из поверхности стены. Лопатка может являться конструктивным утолщением или играть декоративную роль, если она используется для членения фасадов.

Люкарна (от латинского lucerna – свет) – оконный проем в купольном покрытии или крыше чердака. Декоративные люкарны снаружи обрамляются лепниной или украшаются наличниками.

Люнет, люнетта (от французского lunette – лунка) – арочный проем в стене или в своде, с горизонтальным нижним ограничением. В сквозных люнетах могут размещаться оконные проемы. Для украшения глухих люнетт используются скульптурные композиции и роспись.

Мавзолей – погребальное сооружение монументального типа, в состав которого входит камера для размещения останков умершего. В отдельных случаях мавзолей может включать в себя поминальный зал. Мавзолей получил соответствующее название в честь карийского царя Мавлоса, который был похоронен в аналогичной гробнице в Галикарнасе. Мавзолеи активно возводились в Древнем Риме и в средневековых восточных странах. В 20 веке мавзолеи возводились в тоталитарных государствах для почетных политических деятелей.

Манеж – круглое или прямоугольное здание без внутренних перегородок, которое используется для верховой езды, тренировки лошадей, конноспортивных состязаний. Самые выразительные в архитектурном плане манежи относятся к 18-19 векам. Яркий пример – московский манеж инженера Карбонье, построенный в начале 19 века по проекту архитектора О. Бове.

Мансарда – жилое помещение на чердаке здания с двухскатной крышей. Определяющее значение для мансарды имеет именно круша, нижняя часть которой отвесная, а верхняя – пологая. Мансардную конструкцию разработал известный французский архитектор Мансар, который и дал ей соответствующее название. Мансарда в широком смысле представляет собой любое помещение на чердаке, при условии, что чердак обладает высокой крышей.

Маскарон (от латинского mascus – лицо, голова) – рельеф декоративного плана в виде маски, которая изображает в фантастическом или гротескном облике голову животного или человеческое лицо. Чаще всего маскароны размещаются на арочных замках, на наличниках дверных и оконных проемов. Могут использоваться как водометы, при наличии выпускного отверстия на месте рта. Нередко маскароны применяются для украшения мебели.

Мастаба – арабский термин, буквально означающий «каменная скамья». Под мастабой обычно подразумевают древнеегипетские гробницы, которые относят к первым династиям фараонов (3000-2800 года до нашей эры), а также к Древнему царству (2800-2250 года до нашей эры). Мастаба состоит из наземного сооружения прямоугольной формы (лежащий параллелепипед), стены которого наклонены к центру. В состав сооружения входит погребальная подземная камера с несколькими помещениями, украшенными росписями, рельефами, статуями и т.д.

Машикули — бойницы в верхних частях башен и стен средневековых укреплений, которые выступают наружу. С развитием огнестрельного оружия машикули утратили свое оборонительное значение и чаще использовались для создания архитектурного декора.

Медальон (от итальянского medaglion – медаль) – орнаментальная или изобразительная композиция (мозаика, роспись, резной или лепной рельеф) в круглом или овальном обрамлении.

Мезонин – надстройка, расположенная над средней частью небольшого жилого дома. Нередко настройка оснащается балконом. В России этот элемент часто использовался в 19 веке для деревянных и каменных малоэтажных зданий.

Метопы – квадратные или прямоугольные плиты, чередуемые с триглифами и, тем самым, образующие фризы дорического ордена. Нередко метопы украшаются рельефами или живописью. До начала развития каменной архитектуры, древнегреческие мастера называли метопами прямоугольные промежутки, расположенные между торцами балок перекрытия, выходящими на фасад.

Мечеть (от арабского масджид – место поклонения) – культовое мусульманское сооружение, развитие которого началось в 7-8 веках. Первоначально развивалось центрально-купольное направление, характерное, к примеру, для иерусалимской мечети Куббат ас-Сахра. Впоследствии распространение получила и колонная разновидность прямоугольных мечетей с окруженным галереями внутренним двором и молитвенным залом со множеством столпов. Стена молитвенного зала, которая обращена в сторону Мекки, содержит несколько михрабов (молитвенных ниш). В разных странах местные традиции привели к развитию самостоятельных видов мечетей.

Микрорайон (от греческого и французского mikrós rayon – маленький радиус) – первичная жилая единица современной городской застройки, в состав которой входит комплекс жилых домов. Обязательным условием является наличие расположенных вблизи культурно-бытовых учреждений, таких как магазины, столовые, школы, ясли, детские сады.

 

Минарет (от арабского манара – маяк) – круглая, многогранная или квадратная башня, использующаяся для мусульманского призыва на молитву. Располагается рядом с мечетью, вследствие чего обязательно включается в композицию. Первые минареты нередко оснащали наружным пандусом или винтовой лестницей (спиралевидные минареты). Впоследствии соответствующие элементы начали обустраивать внутри башни. Минареты могут быть круглоствольными (Средний и Ближний Восток), а также четырехгранными (Северная Африка). Нередко украшаются резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой, кирпичной узорной кладкой.

Модульон, модильон – деталь архитектуры в виде кронштейна, используемая для поддержания выносной плиты верхнего (венчающего) карниза. Чаще всего модульон можно заметить в ордерной архитектуре. Во многих случаях имеет исключительно декоративное, а не функциональное значение.

Монастырь (от греческого monastérion – уединенное жилище) – монашеская община, в которой принят единый устав (правила жизни). Самыми древними считаются буддистские монастыри, которые создавались в Индии во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Впоследствии они появились и в других азиатских странах, как на Юге, так и на Юго-Востоке. Пещерные индийские монастыри (Аджант, 2 век до нашей эры – 7 век нашей эры), а также китайские монастыри (Цяньфодун, 353-366 года) включали в себя кельи, вихара (общежития для монахов), библиотеки, трапезные, а также чайтья – молитвенные залы, вырезаемые в скале. Наземные монастыри в Китае, Юго-Восточной Азии и Японии (Лингусы в Нанкине, 14-17 века) больше напоминали живописные комплексы жилых и молитвенных сооружений, пагод и мемориальных храмов, а также регулярных ансамблей осевого типа, состоящих из смежных дворов, и окружаемых храмами-павильонами из дерева. Ламаистские тибетские монастыри, чаще всего располагаемые по горным склонам, являли собой регулярные храмовые и жилищные комплексы ярусного типа. Их нередко можно увидеть не только в Тибете, но и в Монголии, Калмыкии и Бурятии. Первые христианские монастыри больше напоминали суровые крепости. Они стали появляться в 4-6 веках на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Такие монастыри окружались мощнейшими стенами и включали в себя трехнефные базилики (храмы), помещения для трапезы, жилья и чтения. В 6-9 веках был сформирован западноевропейский архитектурный тип католического комплекса монастырей (план швейцарского монастыря Санкт-Галлен, 820 год), с регулярной планировкой. Доминантой в планировках выступала церковь, к которой примыкал клуатр (дворик) с галереями. Вокруг дворика располагались все остальные постройки монастыря. Примером такого комплекса является английский монастырь Сент-Олбанс, относящийся к 1077-1088 годам, а также бургундский Клюни. В конце 13 – начале 14 века были сформированы монастыри-замки, в которых залы и клуатр представляли собой единый объем. Пример – польский Верхний замок, Мальборк. В готическую эпоху монастырские сооружения оказали большое влияние на светское зодчество (рынки, госпитали, приюты). Православные византийские, армянские, русские и балканские монастыри характеризовались более разнообразной и свободной планировкой, которая складывалась в течение многих веков (константинопольский монастырь Хора, афонские монастырские ансамбли 10-11 веков, монастыри в Метеоре и т.д.). Монастырский комплекс был окружен мощными стенами с башнями. Вдоль этих стен находились кельи, а в центральной части – колодец, колокольня, трапезная, собор. На Балканах, в Каппадокии и в Закавказье были распространены пещерные монастыри (Герард, Давид Гареджа). Русские монастыри – не менее живописные ансамбли архитектуры. При их формировании и расширении обязательно учитывалось природное окружение, местоположение (на острове, у озера, при слиянии рек), рельефный характер, в результате чего комплекс органично вписывался в ландшафт. Монастыри по прежнему выполняли оборонные функции, в результате чего обладали мощными крепостными стенами с высокими башнями (Кирилло-Белозерский монастырь, Троице-Сергиева лавра и т.д.). Русские монастыри, которые строились в черте города или вокруг городов, образовывали дополнительную оборонительную линию и считались городскими планировочными узлами (Новодевичий и Донской монастыри). Русские монастыри до середины 16 века имели лаконичные и строгие архитектурные формы. Лишь в конце 17 века они стали украшаться красочным узорочьем. В эпоху Ренессанса и барокко монастыри уже не рассматривались в качестве крепостных сооружений, вследствие чего они превратились в парадные ансамбли возведенных по единому плану монастырей-дворцов (Смольный монастырь в Петербурге, Эскориал). В 20 веке новые монастыри практически не строились, а если строились, то существенной роли в городской застройке не играли.

Мукарны, сталактиты, мукарнасы – с ближневосточной и средневосточной архитектуре мукарнами называли декоративные призматические выступы, располагающиеся нависающими рядами друг над другом на тромпах, сводах ниш, полукуполах. Похожи на пещерные сталактиты, вследствие чего им было дано второе соответствующее название.

Мутул – наклонный плоский выступ в дорическом ордере, располагающийся под выносной карнизной плитой. Прототипом мутулов являются стропила крыши двухскатного типа, распространенные в деревянной древнегреческой архитектуре.

Набивка – разновидность декоративного искусства, представляющая собой печатание цветного узора на ткани, с использованием медных пластин или деревянных рельефных досок. В современной промышленности набивка ткани осуществляется машинным способом. Ручную набивку используют только профессиональные художники по текстилю.

Наличник – декоративный элемент обрамления окна. Термин зачастую употребляется применительно к архитектуре Руси 15-18 веков.

Наос, целла – главное святилище (помещение) античного храма, в котором располагалась скульптура того или иного божества. В христианском храме термин используется для обозначения помещения, в котором располагаются молящиеся.

Нартекс, притвор, нарфик (от позднегреческого nárthëx – шкатулка, ларчик) – входное помещение, характеризующееся примыканием к западной части христианского храма. Чаще всего нартекс использовался лицами, которые по тем или иным причинам не имели возможности войти внутрь помещения для молящихся (наоса).

Небоскреб – многоэтажное здание, состоящее из нескольких десятков этажей, имеющее жилое, гостиничное, административное или деловое назначение. Первые небоскребы стали появляться в США в 1880-х годах, когда были изобретены пассажирские лифты и стальной каркас. Возникновение небоскребов связывают с чрезвычайной плотностью застройки города, а также с дороговизной городских участков земли. Знаменитый нью-йоркский небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг, построенный в 1930-1931 годах архитектурной компанией «Шрив, Лэм и Хармон», имеет высоту 102 этажа. Чикагский небоскреб Сирс и Робак, построенный фирмой СОМ в 70-х годах, имеет 109 этажей.

Нервюра (от латинского nervus – жила) – каменная арка, состоящая из клинчатых тесаных камней, предназначающаяся для укрепления ребер свода. Нервюра может обозначаться термином «Гурт», если речь идет о системе нервюр, образующих каркас с целью облегчения кладки свода. Этот вариант, главным образом, характерен для готической архитектуры.

Неф, корабль – помещение вытянутой формы, часть интерьера в базиликах или подобных им зданиях. Ограничивается с продольных сторон рядом столбов или колонн.

Нимфей (от греческого nýmphë – нимфа) – святилище в античной архитектуре, которое посвящалось нимфам. Обычно сооружалось над водным источником, в результате чего образовывался алтарь или издание с бассейном или фонтаном. В начале 1 века до нашей эры нимфеи представляли собой стены с архитектурной обработкой, гротами, нишами и фонтанами.

Ниша – углубление в стене сооружения, предназначающееся для установки ваз, статуй, встроенных шкафов и т.д. В отдельных случаях ниши могут использоваться для пластической обработки стен.

Добавить комментарий ( можно с фото )

Вы можете добавить свое фото (jpg)