Описание архитектурных терминов от Д до И.
Описание архитектурных терминов от Д до И.
Дворец – княжий двор, резиденция правителя, жилище князя, представителя духовенства или знати, либо же просто зажиточного человека.
Десюдепорт (от французского dessus de porte – над дверью) – декоративное скульптурное или живописное панно, которое предназначено для размещения над дверью. Десюдепорты активно использовались в отделке европейских парадных интерьеров в 17-18 веках.
Детинец – то же, что и Кремль.
Донжон – главная башня феодала, имеющая круглую или четырехугольную форму. Донжон располагался внутри крепостных стен и использовался в качестве убежища при возможном нападении врага.
Дорический ордер – важная составляющая когорты главных архитектурных ордеров. В дорическом ордере колонна строится без базы, а ее ствол весь прорезан каннелюрами (вертикальными желобами). Капитель представляет собой абак (квадратная толстая плита) и эхин (круглая подушка). Антаблемент разделяется на карниз, фриз и архитрав, причем фриз имеет горизонтальное разделение на метопы и триглифы.
Доходный дом – жилой многоквартирный дом, который специально выстраивается для сдачи апартаментов внаем. Первые доходные дома в европейской архитектуре стали появляться в 30-40-х годах 19 века, а к 20 веку превратились в один из основных видов жилья в европейских городах. В конце 19-начале 20 века доходные дома по периметру занимали весь участок, принадлежавший домовладельцу, вместе с внутренним двором-колодцем, который обычно не застраивался. Доходные дома характеризуются сотообразной пространственной структурой с однородной квартирной планировкой и группировкой вокруг галерей, коридоров и лестничных клеток. Только уличный и парадный фасад мог иметь многообразную декоративную и архитектурную отделку.
Дынька – декоративный элемент русской каменной и деревянной архитектуры 13-18 веков, представляющий собой утолщение на колонках, столбах, дверных порталах и наличниках окон.
Закомара – килевидное или полукруглое завершение наружной части стены здания или сооружения, которое в большинстве случаев повторяет очертания свода, расположенного непосредственно за ней.
Изба – русский срубный деревянный жилой дом, который в большинстве своем возводился в селах. До 17-18 века избы можно было заметить и в городах. В узком смысле этого термина изба представляет собой отапливаемое помещение (от древнерусского «истобка» или «истьба», упоминаемого во многих летописях 10 века). Крестьянские дома обычно включали одну избу с сенями и клетями, либо две избы с сенями. Зимой изба становилась сосредоточением всей семейной жизни, вплоть до содержания внутри молодого скота. Если в избе есть печь, но нет дымохода, то ее называют черной или курной. Если в избе есть труба, то она белая. Внутреннее пространство планировалось с учетом расположения печи. По диагонали от печи располагался красный или передний угол. Под потолком, сбоку, расстилались полати. Снизу стоял гоблец – деревянный ящик. Избу возводили из скрепленных в венец бревен. Иногда предусматривался нижний этаж – подклет, но он был не обязателен. Кровля могла быть соломенной или деревянной, а окна – с рамами (косящатые) или прорубленные в бревнах (волоковые). Силуэт избы мог венчать охлупень (резной конек), а также крылечная кровля. Украшением фасада служили полотенца, причелины, оконные наличники. Печь, стены, потолок и двери зачастую покрывались самобытными росписями.
Иконостас (от греческого eikón stásis – место стояния образа) – перегородка с чинами (иконными рядами), которая отделяет алтарь православного храма от основной его части. Иконостас сменил византийскую алтарную преграду, которая была гораздо ниже. Высокий иконостас, который был развит на Руси в 14-15 веках, представлял собой развитую форму первоначального иконостаса. Чины здесь были установлены на тяблах (расписных балках), один над другим в иерархически строгой последовательности. В нижней части иконостаса располагается чин местных икон. Далее идет деисусный чин, включающий обращенные к центральной иконе Христа образы архангелов, церковных отцов, Иоанна Предтечи и Богоматери в молитвенных позах. Еще выше находится праздничный чин, где изображаются основные Евангельские эпизоды, а также пророческие чины. В 16-17 веках иконостасы обзавелись новыми чинами (праотеческий, апостольский, страстной и т.д.). Стойки и тябла покрывались басмой, резьбой, чеканкой. В второй половине 17 века появились резные колонки, раскрепованные и профилированные карнизы и цоколи, а также золотое сечение. В результате, иконостасы стали настоящим центром монументально-декоративного церковного убранства. В 18-19 веках иконостасы претерпевают изменение форм под западноевропейским влиянием традиционного алтарного убранства.
Импост – архитектурная профилированная деталь в форме антаблемента, располагающаяся над столбом, капителью или лопаткой колонны, которая играет роль опоры для арочной пяты. Под словом импост также подразумевают узкий простенок, разделяющий по вертикали оконный или дверной проем.
Интерколумний (от латинского intercolumnium – между колонной) – пролет в ордерной архитектуре, расположенный между рядом стоящими столбами или колоннами. Интерколумний имеет постоянную величину для каждой колоннады. Причем общая величина пролета определяется масштабами сооружения, ордером и характером колоннады, материалом и размером архитрава и колонн.
Интерьер (от французского interieur – внутренний) – внутренняя часть помещения, архитектурное решение и характер убранства которой будет зависеть от функционального назначения данного помещения, в том числе и от его пропорций и размеров.
Ионический ордер – один из главных архитектурных ордеров Греции, характеризующийся стройной колонной с фустом и базой. Фуст прорезан каннелюрами (вертикальными желобками). Капитель включает в себя два волюты (крупные завитки). Антаблемент чаще всего не имеет фриза. Если фриз имеется, от полностью покрывается рельефом. Архитрав образуется тремя полосами горизонтальной направленности. Главное отличие ионического ордера от дорического заключается в легкости пропорций, а также в богатстве украшения отдельных частей. Ионический ордер был характерен для каменного зодчества Древней Греции (ионические области) в период с 560 до 500 годов до нашей эры. Чаще всего к нему прибегали в эпоху греческого эллинизма.
Ипподром (от греческого hippodromos – бегущая лошадь) – место, предназначенное для проведения забегов скаковых и рысистых лошадей, а также для организации всевозможных конноспортивных соревнований. Древнеримские и древнегреческие ипподромы являли собой площадку прямоугольной формы, посредине которой располагалась стена. Одна сторона ипподрома была закруглена. Вокруг площадки находились зрительские трибуны. В России первый ипподром был построен в Тамбовской губернии (Лебедянь) в 1826 году. В Москве ипподром был построен в 1834 году (впоследствии перестроен в 1955 году архитектором И. Жолтовским).