Список архитектурных терминов на буквы Р и С.

terminia8

Список архитектурных терминов на буквы Р и С.

Список всех терминов

Разрез архитектурный – фронтальная проекция архитектурной детали или здания, характеризующаяся условным плоскостным рассечением. Предназначается для изображения архитектурной конфигурации, внутренних пространств или объемов на чертеже.

 

Раскреповка – выступ на плоскости карниза, антаблемента или фасада, характеризующийся небольшими размерами. Используется для расчленения фасада, либо для его пластического обогащения.

Распалубка – свод небольшого размера, который образуют два ребра криволинейной формы. Распалубка используется между цилиндрическим сводом и проемом, либо между готическими нервюрами крестового свода.

Ратуша (от немецкого Rathaus – дом советов) – европейское здание городского самоуправления. Архитектурный вид средневековой ратуши сложился в 12-14 веках. В стандартном виде она представляет собой двухэтажное здание, на втором этаже которого находится зал совещаний. Также, присутствует часовая башня в несколько ярусов и балкон. В 16-17 веках композиционная основа средневековой ратуши дополнялась барочными и ренессансными элементами. На рубеже 19-20 веков ратуши возводились в национально-романтическом стиле. Ярким примером является стокгольмская ратуша 1911-1921 года, архитектор Р. Эстберг. Ратуша современного типа – это административное здание, характеризующееся органическим сочетанием с городским окружением, которое сложилось исторически. В бывшем СССР здания ратуши возводились в Прибалтике, а также в западных областях Белоруссии и Украины.

Регула (от латинского regula – планка, прямая палка) – короткая полка, находящаяся под триглифом ниже тении. По длине регула должна быть равна ширине триглифа.

Ризалит (от итальянского risalita – выступ) – выступающая по всей высоте часть здания. Ризалиты, в большинстве случаев, симметрично располагают по центральной оси. Они вносят существенное разнообразие в организационное пространство фасада.

Ризница – помещение в христианском храме, в котором хранятся облачения священника для проведения богослужений – ризы. Также, в ризнице может храниться всевозможная церковная утварь. В большинстве случаев ризница является внутренним помещением храма, однако нередко возникали ситуации, когда ризницы возводились в качестве отдельного здания или пристройки (в монастырях).

Роза – окно круглой формы, характерное для готических и романских построек 12-15 веков. Имеет каменный переплет с радиальными лучами, выходящими из центрального круга. Также, под термином «роза» подразумевают декоративный мотив аналогичного плана, который венчает окна стрельчатого типа в готических зданиях.

Рокайль (от французского rocaille – раковины, мелкий камень) – орнаментальный мотив в виде уникально стилизованной раковины. Также, рокайль – это термин, который обозначает архитектурный стиль рококо.

Ростральная колонна (от латинского rostrum – корабельный нос) – колонна, стоящая отдельно от остальных. Ее ствол должен быть украшен скульптурными элементами, изображающими корабельную носовую часть. Ростральные колонны были широко распространены в древнеримской архитектуре периода ампира. Они воздвигались в качестве символа могущества страны на море, либо в честь определенных морских побед.

Ротонда (от латинского rotundus – круглый) – круглая постройка или центрическое сооружение (зал, павильон, мавзолей, храм), которое венчает купол.

Руины (от латинского ruina – развалины, обвал) – развалины населенного пункта или сооружения, являющиеся историческими или археологическими памятниками. В парковых пейзажах 18-19 веков нередко можно заметить искусственно возводимые готические или античные руины.

Руст, рустик, рустовка (от латинского rusticus – грубый, простой) – рельефная каменная облицовка или кладка стен с использованием выпуклых или грубо отесанных камней. Неровная лицевая поверхность и носит название руст. Игра светотени оживляет стеновую плоскость, создает впечатление массивности и мощи здания. Иногда для отделки фасада используется штукатурка с имитацией рустика, что создает впечатление разбивки стены на полосы и прямоугольники.

Садово-парковое искусство – декоративное искусство, относящееся к созданию парков, садов, бульваров, скверов и прочих озеленяемых территорий. Искусство подразумевает создание планировки и проведение разбивки участка, с одновременным подбором растений в соответствии с определенными почвенными и климатическими условиями. Садово-парковое искусство основывает свою специфику на использовании для пространственной организации живого растительного материала, который постоянно изменяет свой облик. Помимо этого, очень важно гармонично соединить природные элементы и художественные образцы.

 

Саман, адоба (от тюркского саман – солома) – необожженный сырцовый кирпич, изготовленный из глины с добавлением волокнистых материалов (резаной соломы, мякины, костры). С 5-4 тысячелетий до нашей эры саман широко использовался в безлесных районах. Нынче используется, по большей части, в азиатских странах, для постройки малоэтажных зданий.

Сандрик – архитектурная декоративная деталь в форме небольшого карниза, находящегося над дверным или оконным проемом в интерьерах или на фасадах зданий. В отдельных случаям может завершаться фронтоном и опираться на консоли.

Саркофаг (от греческого sarkophágos – плотоядный, пожиратель мяса) – первоначально под термином подразумевался специальный известняк, который, по определенным поверьям, мог уничтожать трупы. Впоследствии саркофагом стали называть древнюю гробницу небольшого размера. В широком смысле слова саркофаг – это любой художественно или архитектурно оформленный гроб. Особо примечательными с исторической точки зрения являются древнеегипетские, этрусские, римские, эллинские и раннесредневековые саркофаги. В Древнем Египте они представляли собой сооружения, воспроизводившие формы жилого здания. В 3 тысячелетии до нашей эры египетские саркофаги воспроизводили облик самого умершего. Этрусские саркофаги имели на крышке фигуру покойного. Раннесредневековые саркофаги имели архитектурный декор или рельеф. Античные саркофаги стали прообразом для дальнейшего развития гробниц эпохи Ренессанса и Барокко.

Свод – конструкция пространственного типа, покрытие или перекрытие сооружений, которое имеет геометрическую форму, создаваемую криволинейной выпуклой поверхностью. Свод под нагрузкой как и арка работает, по большей части, на сжатие, в результате чего на опоры передаются вертикальные усилия. В отдельных типах свода передаются и горизонтальные усилия, то есть, распор. Простейшим и самым распространенным считается цилиндрический свод, который опирается на параллельные опоры (аркады, ряды столбов, стены). В поперечном сечении свод – это часть параболы, эллипса, окружности. Если два свода цилиндрической формы имеют одинаковую высоту и пересекаются под углом в 90 градусов, то образуется крестовый свод, имеющий возможность опираться на углах на свободностоящие столбы (опоры). Щеки или лотки – это части свода цилиндрической формы, которые по периметру перекрываемого помещения опираются на стены, балки или арки, образуя, тем самым, сомкнутый свод. Также выделяют зеркальный свод, главное отличие которого заключается в использовании плоской плиты в качестве плафона (верхней части). Купол – это производная конструкция от свода. Если отсечь от сферической купольной поверхности вертикальные в плоскости части, то создается парусный или купольный свод на парусах. Вообще, свод может иметь самую разнообразную конфигурацию, что объясняется различием кривых сечений, формы и количества распалубок и т.д. Так, своды могут быть ползучими, стрельчатыми, сотовыми, бочарными и т.д.). Ложные своды являются самыми древнейшими. В них горизонтальные кладочные ряды не передают распорные усилия, как бы нависая ряд над рядом. В 4-3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии и Египте сформировались цилиндрические своды, которые были позаимствованы древнеримской архитектурой, при которой возводились как крестовые, так и сомкнутые своды. В Византии активно строились парусные, цилиндрические и крестовые своды, особенно при возведении крестово-купольных храмов. В азербайджанской, китайской, индийской, ближневосточной и среднеазиатской архитектуре часто прибегали к возведению стрельчатых сводов. В средневековой Северной и Западной Европе большую популярность получили крестовые своды, которые ближе к готическому зодчеству обрели стрельчатый характер. Главным конструктивным элементом таких сводов является нервюра. В древние времена своды делали из кирпича или природного камня. Прочность камня на изгиб сильно ограничивала ширину пролета конструкции стоечно-балочного типа (приблизительно на 5 метров). Использование сводов, где камень работает на сжатие, тем самым показывая высочайшую прочность, обусловило популяризацию более широких пролетов. Во второй половине 19 века своды часто создавались на металлической конструктивной основе. В 20 веке стали создавать разные типы сборных и монолитных тонкостенных железобетонных сводов-оболочек, которые имели достаточно сложную конструкцию. Их использовали для покрытия зданий и сооружений, имеющих слишком большие пролеты. В середине прошлого века популярность обрели еще и клееные деревянные сводчатые конструкции.

Сень (от старославянского «сынь» — навес, шатер, тень, покров) – навес на колоннах или столбах, либо шатер в архитектуре, возводимый над колодцем, алтарем или троном. Сени могли завершать башню. Аналогичные термины – Киворий, Балдахин.

Синагога (от греческого synagõgé – место собрания) – молитвенный дом или община верующих в иудаизме. Синагога характеризуется разнообразием архитектурных типов. При этом есть у них и схожие черты, такие как план прямоугольной формы, разделение на 3-5 нефов, а также расположение ковчега завета у восточной стены. Перед ковчегом располагается возвышение, которое используется для чтения священного писания.

Склеп (от польского sklep – свод, подвал) — внутреннее помещение гробницы, заглубленное в землю, предназначающееся для захоронения останков умершего человека.

Скоция (от греческого skotia – темнота) – архитектурный облом ассиметричной формы с двумя дугами различного радиуса, образующими вогнутый профиль.

Собор – главный храм монастыря или города, в котором совершает богослужение архиепископ, патриарх или другое высшее духовное лицо. Соборная архитектура характеризуется монументальными формами, с отражением главных тенденция того архитектурного стиля, который был выбран основным. Город может иметь сразу несколько соборов.

Солея (от латинского solium – престол) – возвышение небольшой высоты, располагающееся перед иконостасом или алтарной преградой в православном храме.

Софит (от итальянского soffitto – потолок) – поверхность арки, потолочной балки или высокого карниза, обращенная книзу и имеющая декоративную обработку.

Стереобат – цоколь колоннады или храма в античной архитектуре. В зодчестве Древней Греции стереобат включал в себя три ступени, где верхняя ступень носила название стилобат.

Добавить комментарий ( можно с фото )